Tuesday, August 16, 2011

Парадигмы в Автоматизации Управления


Компьютерные технологии начали использоваться для автоматизации управления начиная с 50х годов прошлого века. За более чем 60-ти летнюю историю многое изменилось. До сих пор эта история все еще недостаточно изучена. Но, чтобы лучше предвидеть будущее и разбираться в настоящем, мы должны знать и понимать прошлое.

Достаточно часто эволюция в автоматизации управления рассматривается как прогресс в компьютерных технологиях (большие вычислительные машины, ПК, ЛВС, Интернет, мобильные устройства, …) или как развитие средств программирования (машинные коды и ассемблеры, процедурные, объектно-ориентированные, компонентно-ориентированные, сервис-ориентированные, интеллектуальные агенты). Но это вещи не являются непосредственно автоматизацией и мы не должны их смешивать друг с другом.

Совместно с моим другом и коллегой из Донецкого Национального Технического Университета (ДНТУ) Максимом Приваловым, я занялся изучением этой темы. После проведенного анализа мы смогли выделить 3 парадигмы в автоматизации управления со времени возникновения и до настоящего времени.

1. 1950е - 1980е. Централизованная (или Центр-ориентированная) Парадигма.

Согласно нашего анализа это начальная точка в автоматизации управления. Компьютерные технологии только появились в индустрии. Их надежность была низкая, а стоимость чрезвычайно высокая. Компьютеры размещались в определенных местах, называемых вычислительными центрами (ВЦ). В этих центрах элитные группы инженеров занимались разработкой автоматизированных решений для решения общих организационных задач. Индивидуальные потребности пользователей были малозначимыми и во внимание, как правило, не принимались. Пользователи лишь могли использовать то, что им было доступно, посылая запросы на обработку и получая ответы. Изначально запрос/ответ происходил через передачу бумажных носителей. Позже терминалы позволили пользователям работать напрямую.

2. 1980е - 1990е. Функционально-ориентированная парадигма.

Когда качество компьютерных технологий и опыт их использования достигли определенного уровня, появилась потребность сделать автоматизацию более доступной и направить ее на решение индивидуальных задач пользователей. С появлением персональных компьютеров (ПК) цена значительно снизилась. И тогда автоматизация перенесла фокус на специфичные функции отдельных пользователей и групп.

3. Конец 1990е - Настоящее время. Процесс-ориентированная парадигма.

На протяжении достаточно короткого промежутка времени было разработано большое количество систем. Они не покрыли большинство областей организационного управления. Однако, эти системы не были созданы для совместной работы. Интеграционные проблемы и потребности совместного использования информации и взаимодействия привели к новому сдвигу парадигмы в направлении процессов. Сегодня функции должны быть выставлены в виде “сервисов” и затем проинтегрированы в “бизнес-процессы”. Процессы внесли порядок в ранее нечеткие, размытые взаимодействия и позволили достичь лучшей интеграции.

Анализируя далее, мы пришли к выводу, что текущая Процесс-ориентированная парадигма достигла своего предела. Возрастают потребности в лучшей эффективности и прозрачности управления, более масштабной и глубокой автоматизации, интеграции роботов и искусственного интеллекта (ИИ). В тоже время процессы имеют явные проблемы с масштабированием, гибкостью и прозрачностью. Это создает предпосылки для нового сдвига парадигмы. И мы предсказываем, что этот сдвиг будет в направлении новой Целеориентированной парадигмы.

4. Будущее. Целеориентированная парадигма.

Новая парадигма сохранит функции и процессы. Но фокус автоматизации сместиться в направлении бизнес-целей. Процессы станут лишь предписанным шаблоном для их достижения.

Эволюционный сдвиг в направлении Целеориентированной парадигмы уже начался. Я напишу об этом более подробно в моих следующих постах

No comments:

Post a Comment