Friday, October 7, 2011

Уровни мышления в постановке целей

Постановка и достижение целей наиболее часто представляются как осмысленный, и далеко не тривиальный процесс планирования и исполнения. Но в реальности, такое случается очень редко. Чаще всего мы можем видеть вокруг вещи, которые происходят “по течению”, без особого рассмотрения и четко осмысленных планов. Это создает разрыв между целями и каждодневной реальностью. В ЦОАСУ мы пытаемся автоматизировать самые обычные ежедневные ситуации, используя целеориентированный подход. Чтобы добиться этого, мы должны каким-то образом ликвидировать этот разрыв. Нам необходимо изменить наш взгляд на цели и принять тот факт, что цели не всегда должны осмысленно планироваться. Дженс Расмуссен предложил модель “3 уровня человеческого поведения/мышления”, которая дает нам подход к постановке целей в совершенно новом ключе.

В своей статье “Навыки, правила и знания; сигналы, знаки, символы и другие отличия в моделях человеческого поведения” Дженс Расмуссен пишет: “Внедрение информационных технологий, основанных на цифровых компьютерах для создания человеко-машинных интерфейсных систем, должно привести к потребности в единообразных моделях человеческого поведения при как выполнении рутинных задач, так и в незнакомых условиях. Предлагается рассмотрение потребности в различных типах моделей для представления поведения на уровне навыков, правил и знаний...”.

Далее он определяет 3 типа человеческого поведения:

1. “Поведение на основе навыков представляет собой сенсо-моторные реакции во время актов или действий, которые, следуя интуитивным командам, имеют место без мыслительного контроля как четкие, автоматические, и высоко интегрированные шаблоны поведения.”

2. “На следующем уровне поведения на основе плавил, наборы последовательностей действий в знакомой рабочей обстановке обычно контролируются сохраненными правилами или процедурами, которые могут быть извлечены эмпирически из предыдущих случаев, либо могут быть услышаны от других людей как инструкции или рецепты, либо предварительно заготовлены на основе умственного анализа и планирования.”

3. “В незнакомых ситуациях, встречаясь со средой, для которой не существует шаблонов или правил управления, наработанных в предыдущих случаях, управление поведением должно перейти на более высокий концептуальный уровень, в котором поведение определяется на основе знаний и целей. В такой ситуации, цель четко формулируется основываясь на анализе состояния среды и общих целей человека. Далее разрабатывается план действий...”

Вы должны помнить, что ЦОАСУ определяет цель как “состояние дел в будущем, которое человек или система планируют или намерены достигнуть”. Но это определение не говорит точно, как это “состояние” должно задаваться. Оно может осмысленно планироваться, к нему можно прийти интуитивно, или даже, оно может быть заранее предопределено.

Следуя в общих чертах в направлении мыслей Расмуссена, мы можем применить эти 3 уровня к постановке целей:
  1. Уровень знаний. Для новых незнакомых целей, или целей, решаемых по-новому, человек должен использовать свои знания и творческие способности, чтобы прийти к уникальному плану их достижения.
    • Например: обдумывание какую школы выбрать для своего ребенка, действия на новой работе в течение нескольких первых дней, поведение при посещении новой страны канибалов, или планирование ограбления банка.
  2. Уровень правил. Для знакомых целей, с которым человек уже имел опыт, или изучил такой опыт из доступных источников, используются шаблонные планы. Человек может внести в них небольшие изменения для большего соответствия текущей ситуации.
    • Например: общение с кассиром в магазине, приготовление завтрака, следование бизнес-процессу на работе
  3. Уровень навыков. Для целей, которые встречаются очень часто, или предопределены самой природой, человек может действовать автоматически, без каких-либо умственных усилий.
    • Например: шагание вниз по лестнице, ответ “привет” человеку, который сам вас поприветствовал, управление автомобилем, или симуляция работы на вашей работе
Как Вы можете видеть, большинство целей (или состояний в будущем) определяются и достигаются на несознательном уровне навыков и инстинктов. Когда мы ставим цель подойти к какому-то месту в непосредственной близости (будущее состояние: занять определенное положение в пространстве) мы не планируем каждый шаг, наше тело действует автоматически. Когда нам нужно напечатать что-либо на компьютере (состояние в будущем: ввод определенного текста) наши пальцы сами нажимают на кнопки, без особых мысленных усилий.

Иногда, мы можем напрячь свои мозги, чтобы разобраться с небольшими изменениями в ситуации, чтобы скорректировать шаблоны, которые мы накопили в течение своей долгой жизни, набрались от членов семьи, научились в школе, или увидели в телевизоре. Человеческий мозг - это прекрасная машина для обработки шаблонов. Его ассоциативная память способна хранить огромные массивы различных шаблонов и быстро выхватывать их, даже на основе косвенных, странных ассоциаций. Все еще нет компьютеров, которые бы могли сравняться с человеком в сложных и непредсказуемых условиях в этом смысле. Даже встречая что-то новое, человек, скорее всего, найдет что-то более или менее подходящее из своего опыта и поспешит применить свой шаблон еще один раз.

И, говоря по правде, ситуации, когда мы сидим и потеем, пытаясь изобрести что-то новое, случаются очень и очень редко. Большинство людей этого не любят. Работа на уровне знаний остается областью для странных “творческих” людей. Большинство из нас предпочитают остановиться или выйти из ситуации, где подходящего шаблона не найдено.

Есть еще один аспект, который я хочу здесь упомянуть. ЦОАСУ не делает строгого различия между людьми и автоматизированными системами. Это одно из сильных сторон теории - человек может быть заменен автоматизированной системой, и система управления в сущности своей не измениться. Так как же такое возможно?

На самом деле, все довольно просто. Представьте себе следующее: любой автоматизированный контроллер или компьютерная программа работают детерминистично. Они генерируют предсказуемый ответ на заданные входные данные. Мы можем сказать, что цели (или состояния в будущем) для этих автоматизированных систем предопределены, и планы их достижения жестко зашиты в системном дизайне. Таким образом, да, такие системы работают на “уровне навыков”.

Некоторые автоматизированные системы, основанные на “искусственном интеллекте”, могут действовать недетерминистично, или же способны менять свое поведение на основе достигнутых результатов. Экспертные системы, основанные на правилах, используют введенные правила для генерации ответов. Нейронные сети должны тренироваться на известных наборах, чтобы распознавать знакомые входные данные. Дата майнинг или системы статистического обучения могут обрабатывать историческую информацию, накопленную в базах данных, для поиска в них статистически описываемых шаблонов. Эти методы все еще не настолько изощрены как мозг человека. Но они уже способны делать довольно многое. Вы будете абсолютно правы, если вы узнаете в таких системах поведение на “уровне правил”.

Большинство людей не хотят или не любят оперировать на “уровне знаний”. И автоматизированные системы пока также не способны достигнуть этого уровня. Такие образом, даже если ЦОАСУ пытается автоматизировать все как можно больше, все еще существуют области с незнакомыми целями, где “творческие” люди не могут быть полностью заменены на текущем уровне технологий. Но, принимая во внимания быстроту аккумулирования знаний в наш информационный век, мы видим, что эти области сужаются очень быстро...

No comments:

Post a Comment