Wednesday, April 18, 2012

Принцип №4. Целеориентирование

Принцип организационной целостности говорит, что элементы в системе являются взаимозависимыми и должны взаимодействовать друг с другом. Но при этом не уточняется, как именно они взаимодействуют. Четверный принцип автоматизации утверждает, что взаимодействия элементов не хаотичны, а подчинены определенному закону - закону целеориентирования.

Мы уже знаем, что организация  - это целеориентированая система. Организация имеет определенные цели, и элементы взаимодействуют, встремясь внести свой вклад в их достижение. При этом типичная организация имеет сложную структуру, состоящую их нескольких уровней управления. На верхних уровнях управления общие организационные цели разбиваются на более мелкие и более конкретные подцели, и затем передаются на уровень ниже. Далее происходит аналогичный процесс - цели еще более детализируются и передаются ниже. Так происходит до тех пор, пока цели не конркетизируются до элементарного уровня и не доводятся до непосредственного исполнителя. Далее поставленая элементарная цель достигается и приводит к определенным результатам (эффектам). Достигнутые результаты складываются и приводят к достижению вышестоящих целей. Достижение вышестоящих целей приводят, в свою очередь, к достижению их сверх-целей и т.д.  

Таким образом, достижение общих целей организации основано на суммарном эффекте достижения элементарных целей на низших уровнях управления. При этом задачей верхних уровней управления является оптимальное детализация целей в подцели, их передача нижестоящим уровням, отслеживание процесса достижения, и внесение своевременных корректив.

Помимо целей в организации циркулируют множество дополнительной информации - наблюдения, интерпретации, эскалации, отчеты о результатах. Но вся эта информация сама по себе ценности не имеет. Она необходима лишь для процесса достижения целей и должна рассматриваться в контексте соответствующих целей.

Принцип целеориентирования, как и другие принципы, борется с пробелами в автоматизации. В данном случае, он направлен на устранение пробелов в организации взаимодействия между различными элементами и уровнями управления.

Определение: “Большинство взаимодействий в организации направляется целями. Высокоуровневые цели детализируются, разбиваются на подцели, передаются через уровни управления до тех пор, пока они не будут исполнены. Результаты исполнения собираются вместе и вносят вклад в общие достижения организации..”



Ключевые моменты:
  • Большинство взаимодействий в системе управления - целеориентированы, т.е. направлены на достижение целей.
  • Цели верхнего порядка дробятся на подцели, передаются через уровни управления, до тех пор, пока они не достигнут элементарного уровня и не смогут быть выполнены.
  • Элементарные цели доводятся до исполнителей и достигаются. Результаты исполнения передаются на верхние уровни управления, где они агрегируются и вносят вклад в достижение целей верхнего порядка.

Использование:
  • Поскольку взаимодействия активных элементов в организации целеориентированы, общая коммуникационная структура организации отражает суперпозицию деревьев целей. Существует два основных вида отражения целей на организационную структуру:
    • Иерархическое управление - цели передаются строго от верхних в нижние уровни управления
    • Сетевое управление - цели могут передаваться горизонтально на одном и том же уровне управления
  • Далеко не каждая организационная структура способствует эффективному достижению целей. Особенно, если эти цели существуют в неявном виде. Четкое сопоставление целей огранизационной структуре - один из лучший способов повышения эффективности управления.
  • Отдельные группы и подразделения организации помимо работы на достижение общих организационных целей, могу также иметь свои локальные цели. Как правило, эти локальные цели направлены на поддержание собственной целостности (так называемое “внутреннее трение” ??). Один из способов оптимизации управление - уменьшение таких внутренних усилий. В идеале, если группу элементов заменить одним “супер-элементом”, обеспечивающим такие же результаты, то затраты усилий на “внутреннее трение” можно свести к нулю.
  • Подмена подсистемы одним “виртуальным” элементом также позволяет упростить описание системы. Такой подход называется “рекурсивной декомпозицией” - система разбивается на подсистемы, те на более мелкие подсистемы и т.д.
  • Управление, построенное на “неявных” целях, таит в себе хаос и нарушает принцип целеориентирования наличием целей, действий, информационных потоков не связанных с общими огранизационными целями.
  • Управляемость системы определяется способностью управлением действиями организации на нижних уровнях управления с верхних уровней. Чем четче и быстрее цели верхнего порядка детализируются, доводятся до исполнителей и приводят к желаемым действиям, чем меньше “хаоса в принятии решений”, тем выше управляемость.
  • Прозрачность управления определяется способностью четко и быстро видеть результаты исполнения на любом уровне управления, и возможностью соотнесения этих результатов с поставленными целями. Прозрачность управления позволяет вносить правильные коррекции и достигать целей быстрее, качественнее, с меньшими усилиями. Т.о. прозрачность обеспечивает “обратную связь” через уровни управления в организации.

No comments:

Post a Comment