Friday, May 4, 2012

Принцип №6. Общая ситуационная осведомленность

Системы автоматизации управления функционируют на основе информации. Информация поступает в систему из разных источников. В ней могут содержаться пробелы, дубликаты, ошибки, противоречия. Все это реальность. Однако, если некачественная информация будет использована для принятия управленческих решений, если ее объем будет недостаточен, то и решения будут неэффективны, или даже неадекватины. Противоречивая информация приводит к несогласованными действиям, и и может стать причиной серьезных конфликтов.

Качество и количество информации имеет критическое значение для возможностей автоматизации и качества управляющих решений. Полагаться на волю случая в управлении огранизациями нельзя. Поэтому, прежде чем использовать информацию, система управления должна ее обработать и довести параметры качества до требуемого уровня. Ответственность автоматизированной системы управления по обработке и представлению первичной информации определятся принципом Общей ситуационной осведомленности.

Качество информации можно определить на основе следующих критериев:

  • Полнота - информация содержит все необходимые факты, требуемые для процесса управления.
  • Достоверность - ошибки в информации лежат в допустимых пределах.
  • Актуальность (Оперативность) - запаздывание информации в пределах допустимой.
  • Непротиворечивость - отсутствие в информации противоречивы фактов.

Даже если качество исходной информации неудовлетворительно, автоматизированная система может и должна, используя различные методики, довести качество до требуемого уровня. Или, как минимум, сообщить оценки качества человеку, чтобы он был более внимателен, аккуратен и смог компенсировать ошибки.

Разные участники процесса управления решают разные задачи и информация может быть им представлена в разном виде: графическом, табличном, текстовом. Представления информации могут различаться по масштабам и временным интервалам. Но в любом случае, исходная информация, на основе которой генерируются эти представления, должна быть одинаковой, консолидированной. Иными словами, в системе должны быть “одна версия правды”.

Давно замечено, что человек лучше всего воспринимает графическую информацию. Говорят: “картинка стоит тысячи слов”. И действительно, бросив беглый вгляд на графическое представление человек может воспринять объем информации, для описания которого потребуется несколько страниц машинописного текста. У военных существует специальных графический язык, называемый “военной топографией”. Военнослужащий, лежа в грязи, под огнем неприятеля, способен в течение нескольких секунд прочитать текущую обстановку и уяснить данный ему приказ. С использованием компьютерных технологий военные карты стали интерактивными. Теперь с их помощью командир может отдать приказ своим подчиненным всего одним-двумя кликами.

В боевых системах управления впервые был введен термин “Общая Операционная Картина” (ООК). Очень часто люди, говоря о ситуационной осведомленности, имеют ввиду представления ООК. Однако, между этими терминами есть существенное различие. Безусловно, ООК отражает текущую ситуацию. Но, помимо этого, ООК также показывает цели (будущее состояние), прогресс в достижении целей (прошлое состояние) и может включать интерпретации, необходимые для лиц принимающих решения, и давать им возможность вводить свои решения.

Определение:
“ Решения в организации должны основываться на актуальной ситуационной информации. ЦОАСУ должна обеспечивать общую ситуационную осведомленность на основе проверенных и консолидированных данных. Ситуационная информация может представляться в различных формах: графической или текстовой, и отображаться при помощи представлений Общей Операционной Картины (представлений ООК).”


Ключевые моменты:
  • Первичная информация может приходить из различных источников, может содержать ошибки, пробелы, дубликаты, противоречия.
  • В тоже время, информация используемая системой должны быть актуальной, достоверной и непротиворечивой
  • Перед использованием информации, система управления должна ее проверить, исправить и консолидировать
  • Разные участники процесса управления могут использовать различные представления информации - текстовые, графические или табличные
  • Вне зависимости от вида представления, исходная информация должна быть одинакова для всех

Использование:
  • Исходная информация в системе должна сопровождаться критериями качества:
    • Для оценки достоверности - мерой ошибки и/или уровнем доверия
    • Для оценки актуальности - датой и временем получения из первичного источника
    • Если источников информации несколько, может также добавляться идентификатор источника
  • Проверка качества информации должна проводиться на разных уровнях этапах процесса управления и различных уровнях управления для выявления  и устранения вносимых ошибок
  • Консолидация информации выполняется следующим образом. Сначала определяется дублирущая или связанная информация и выполняется тест на непротиворечивость. Если противоречия найдены, то могут быть применены различные методы консолидации:
    • Отбрасывание всех противоречивых значений
    • Выбор одного значения - первого, случайного, либо по определенному правилу, например с наибольшим коэффициентом доверия или пришедшего из наиболее доверительного источника
    • Усреднение, иногда с использованием коэффициента доверия как весового фактора
    • Переход в ручной режим для разрешения конфликтов и консолидации информации человеком
  • Полнота информации чаще всего оценивается на основании ожидаемой (желаемой) информационной модели. В этом моделе должны быть учтены все факты, значимые для процесса управления. Под “исчерпывающей” информацией понимают полный набор возможных фактов. Но на практике такой уровень полноты редко достижим.
  • Аналогично военной топографии возможно создание графических (символических) языков для управления. Основными характеристиками таких языков являются:
    • Самоописательность и однозначность - символы языка должны быть в общих чертах понятны всем участниками процесса управления без специального обучения
    • Отображение настоящего - показывает текущую ситуацию
    • Отображение будущего - показывает поставленные цели
    • Отображение прошлого - показывает прогресс в достижении цели
    • Отображение значимых фактов - показывает интерпретации, которые критичны для принятия решений
    • Интерактивность - позволяет принимать решения: ставить, менять или отменять цели

No comments:

Post a Comment