Monday, October 29, 2012

Методики обнаружения целей

Если у вас уже есть четкие цели, то существует множество всевозможных техник для работы с ними - выполнение анализа, формулирование четких планов действий, делегирование, достижение, мотивация, контроль прогресса и т.п.  Но практически всегда возникает один очень интересный вопрос - а с чего же начать? каким образом определить эти самые цели?

Наверное, ни один здоровый и активный человек не назовет себя “человеком бесцельным”. Но если попросить его назвать свои цели, то большинство будет застигнуто врасплох. После минуты-другой размышлений человек назовет несколько целей, которые, как ему кажется, будут достаточно четко описывают его намерения - краткосрочные или долгосрочные. Но о какой-либо полноте и структуре этих целей не будет идти и речи.

Люди настолько привыкают жить с неявными целями, что перестают их замечать. Жизнь наполнена ими каждую минуту. Любое действие либо отсутствие действия имеет под собой какое-то намерение, т.е. какую-то цель. Цели могут формироваться спонтанно, навязываться, могут подолгу сидеть в мозгу и потом куда-то исчезать.

Если вы хотите определить новую цель, то для этого есть неплохие методики. В общих чертах они рекомендуют представить желаемое состояние в будущем, формально его описать как “кто-что-где-когда-почему” (5W) и, далее, проверить определение на четкость, полноту, однозначность и т.п.

Одна цель - это хорошо. Но мы родились не сегодня. И у нас уже есть множество целей, которые направляют нашу жизнь и работу каждую минуту. В этом посте я опишу несколько методик, которые помогут вам обнаружить уже существующие цели. Эти методики могут применяться не только в личной жизни, но и для определению целей в организациях.

  • Должностные инструкции, уставы организаций или отделов - документы с описанием обязанностей человека (позиции), группы или организации, как правило, содержат список основных функциональных и нефункциональных целей
  • Прямые указания и задачи, поставленные начальством - то, что начальник ставит своим подчиненным в виде задач и директив напрямую становится целями, которые должны быть достигнуты
  • Анализ неформального общения - нередко, неформальные разговоры и обмен информацией несут в себе цели. Для их определения необходимо проанализировать, какая информация подразумевает определенную отвественность, не может быть проигнорирована и должна привести к определенным результатам
  • Анализ проблем и возможностей - список проблем и возможностей к улучшению также может быть выражен в виде набора проблемно-ориентированных целей
  • Анализ бизнес-процессов - любой процесс создается для достижения одной или нескольких целей. Спрашивая “зачем?” существует тот или иной процесс вы можете определить цели в явном виде. Действия процесса также предствляют собой цели, но более низкого порядка
  • Анализ шаблонных действий - то же самое, что и бизнес-процессы, но существующие в неявном виде
  • Миссия, смысл - спрашивая “зачем я существую?”, “в чем смысл моего существования как работника, как человека, как члена семьи?” вы можете определить цели высокого порядка
  • Анализ ценностей - вопросы “что для меня или для организации важно?”, “как должна проходить деятельность в той или иной области?” приводят к определению нефункциональных целей
  • Видение на 1,3,5+ лет - вопросы “где я или организация должны быть через 1, 3, 5 лет?” помогают находить цели высокого порядка
  • Анализ расхода времени, списки задач - если принять во внимание, что любое действие имеет под собой определенную причину, то анализ того, куда уходит время позволяет определить цели. Создайте список реальных дел, выполняемых в течение дня и проанализируйте “зачем” то или иное действие было сделано. Сформулируйте ответ на вопрос “зачем?” в виде цели
  • Анализ желаний - спрашивайте “что бы хотелось?” в той или иной области, формулируйте ответы в виде целей. Нередко, цели основаные на желаниях имеют под собой реальную основу и в той или иной мере определяют наше поведение

После выполнения анализа по предложенным выше методикам вы получите большое количество достаточно разнокалиберных целей. Следующий шаг заключается в формированиии четкой структуры целей. Вот основные его этапы:
  1. Четче сформулируйте полученные цели. Используйте методы 5W и SMART
  2. Сведите повторяющиеся функциональные цели в обобщенные типы. Например цели: “надуть красный шар”, “надуть зеленый шар”, “надуть 5 шаров”, “надуть шар наполовину” можно свести к повторяющейся цели “надуть шар”
  3. Выделите нефункциональные цели. Такие цели как правило “размазаны” по другим целям и определяют общие требования “как работа должны быть выполнена”. Типичные нефункциональные цели относятся к экономии, срокам, эффективности, удовлетворению.
  4. Задавая вопросы “зачем?” определите зависимости между целями и подцелями. Продолжая спрашивать “зачем?”, определите недостающие цели верхнего порядка. Продолжайте процесс, пока не достигните высших целей уровня “миссии” или “смысла существования”. Не смущайтесь, когда цель имеет несколько сверх-целей - строгая иерархия это ограничение накладываемое человеком. В реальности структура целей - это “сеть”, а не “дерево”.
  5. Начиная с высших целей пройдитесь вниз по структуре. Задавая вопросы “как?” определите пропущенные подцели. Продолжайте процесс до тех пор, пока не достигните элементарных действий, выполнение которых тривиально и высоко предсказуемо.

No comments:

Post a Comment