Friday, June 7, 2013

Принцип №9. Взаимодополняющие типы информации

Информация - это кровь управляющих систем. В обычных системах информации много. А если рассмотривать системы тотальной автоматизации, то информационных потоков там становится еще больше. В идеале, конечно же, хотелось бы иметь информацию обо всем, всегда и очень хорошего качества. Но реально ли это? Быть может лет так через 100 или 1000 может быть, но в настоящее время - увы нет! На сегодняшний день возможности технологий по получению, передачи, хранению и обработки информации все еще очень ограничены.

Разработчикам систем автоматизации управления приходится сильно ограничивать свои аппетиты и тщательно выбирать, какую информацию собирать, как ее обрабатывать, куда передавать и где хранить. Можно, конечно, выбрать минималистический подход, и рассматривать только ту информацию, без которой автоматизация просто не сможет нормально функционировать. Ну а все остальное выбрасить нафиг. Но жизнь штука непростая, и какая бы была умная автоматизация ни была, все в ней предугадать не получается. Пока не получается. На данном этапе развития технологий системы управления все еще сильно зависят от человека. А человек, каким бы умным он не был, не сможет сделать ничего полезного без информации. Вот и приходится выбирать и нагружать систему дополнительной информацией, которая может быть кем-то и когда-то востребована. Чтобы как-то помочь осмыслить эту проблему и начать решать ее систематически, мы ввели принцип “Взаимодополняющих типов информации”.

Для начала, давайте разберемся какие же типы информации встречаются в АСУ.

Первый способ дифференцирования исходить из того, используется ли информация автоматизацией или нет:
  • Формальная - обрабатывается автоматизированными функциями и используется в процессе управления
  • Неформальная - собирается, сохраняется, но непосредственно автоматизации не используется. Такая информация можеть быть востребована человеком. И именно для людей она должна поддерживается в системах

Понятно, что формальная информация просто необходима. Без нее никуда не деться. А вот неформальная информация - опциональна. С ней необходимо обращаться очень осторожно. Полностью ее убрать из системы - значит обречь управленцев блуждать во тьме во времена тяжких испытаний. А что может быть хуже? С другой стороны собирать ее без разбора - это значит как минимум удорожить систему, а как максимум - убить ее совсем. Поэтому, принимать решение нужно осмысленно:
  • Определите, какие цели ставятся перед человеком, и какие функции он выполняет
  • Рассмотрите, что может пойти не так, и что из этого наиболее критично
  • Решите, какая информация требуется для обычной работы, а какая для “пожаротушения”
  • Из всей информации удалите формульную ее часть, т.е. то что требуется для самой автоматизации
  • Остаток приоритезируйте по важности, частоте использования, стоимости и возможности получения и затем отсеките лишнее пользуясь принципом Паретто

Второй способ дифференцирования информации по ее виду, формату:
  • Структурированная - информация представленная в четко определенном формате, который может быть непосредственнно интерпретирован и обработан системой автоматизации управления
  • Неструктурированная - информация, которая не может быть непосредственно интерпретирована и обработана. Обычно такая информация представляется в каком-то очень обобщенном виде - неструктурированный текст, голосовые сообщения, изображения, видео.

Казалось бы тут все просто - для автоматизации важна структурированная информация, а все остальное в мусорник! Но не спешите. У структурированной информации есть несколько существенных недостатков:
  • Она требует дополнительных ресурсов для получения
  • При структурировании происходит выхолащивание, абстрагирование исходных данных, что может удалить весьма существенные детали
  • И, наконец, не так уж часто автоматизация требует структурированную информацию с самого начала. В ряде случаев достаточно, чтобы информация просто присутствовала. А ее структурирование можно и отложить на некоторое время

Не знаю, заметили вы или нет, но в предыдущем параграфе был использован термин “структурирование”. Он означает первичную обработки исходных данных, осмысление, преобразовании информации в четкий формат, удобный для обработки. Если отделить саму информацию от структуры в которой она представлена, то сразу возникает большое количество возможных возможностей:
  • Не вся информация обязана быть структурирована
  • Не вся стуктурированная информация должна быть в таком виде с самого начала. Иногда этот процесс можно отложить
  • Неструктурированная информация часто может скрывать некоторые детали, которые также могут быть полезны
  • Существует масса способов структурирования информации. Наиболее изощренные из них реализуют сложные алгоритмы “распознования образов”. Они способны расспознавать текст, речь, видео и тому подобное. Такие технологии в последнее время стали очень продвинутыми и доступными. Но самым простым и частоупотребляемым компонентом для структурирования информации является человек. Дайте ему картинки и попросите описать, что он там видит. Вы будете очень удивлены тем, что он там найдет, даже не видя этого глазами... Не забывайте это!

Определение:
“Автоматизированные системы управления в дополнение к формальным и структурированным типам информации должны поддерживать неформальные и неструктурированные типы для реакции на непредсказуемые ситуации. Структурирование информации обеспечивает ее интерпретацию и повышает уровень автоматизации.”

Ключевые моменты:
  • Информация в системе может быть разделена по признаку использования на формальную и неформальную, по возможности интерпретации на структурированную и неструктурированную
  • Автоматизированные функции управления требуют формальную информацию в хорошо структурированном виде
  • В тоже время современные системы зависят от человека и не способны охватить все возможные жизненные ситуации. Человеку для работы тоже требуется информация, которую системе тоже необходимо собирать, передавать и отображать по требованию
  • Структурирование информации может происходить в различные моменты времени и различными способами. Зная это, можно выбирать более оптимальные стратегии обработки информации
  • Возможности человека существенно превосходят возможности техники по структурированию информации. Люди способны работать на основе неструктурированной информации. В тоже время они могут сами выступить в роли “структуризатора” для систем автоматизации управления

Использование:
  • Знайте о типах информации в системе и принимайте осмысленные решения о том, что нужно собирать, когда и как обрабатывать
  • Не останавливайтесь только на необходимом минимуме. Предусмотрите критическую информацию, которая может быть востребована человеком
  • Имейте более общую картину работы пользователей вне границ системы автоматизации. Определите каковы цели управленцев, их функции, какая информация из этого остро необходима. На основании этого решайте, что еще добавить в систему в неформальном качестве
  • Структурирование информации как правило процесс необратимый. И в ряде случаев он может быть отложен. Используйте это знание во благо
  • Существует масса способов структурирования. И такие технологии очень быстро совершенствуются. Держите себя в курсе инновационных достижений. Выбирайте технологии распознавания, достигшие зрелого уровня. Оборачивайте их в компоненты и повторно используйте в различных системах и подсистемах.
  • Не забывайте о человеке, как о наиболее доступном, простом и универсальном структуризаторе информации. Иногда такой путь можно использовать для решения очень сложных задач, которые компьютерам пока не подсилу. Например, ЦРУ использует группы тренированных людей, которые прослушивают огромное количество телефонных разговоров или электронных сообщений для поиска террористов.

Это был последний из 9 принципов автоматизации. Быть может со временем этот список выростит еще. А то что уже есть, мы очень надеемся, поможет вам создавать лучшие системы автоматизации управления уже сегодня.

No comments:

Post a Comment